Помню, как лет семь-восемь назад посмотрел американо-японскую «Последнюю фантазию» Хиронобу Сакагути. Это было круто. Нарисованные на компьютере люди в футуристической атмосфере далекого будущего выглядели вполне реально и лишь их движения выглядели слегка «мультяшными». Приблизительно в то же время человек, который заработал состояние на фильме об утонувшем корабле организовал подводное плавание по местам крушений судов времён Второй мировой войны в Микронезии. Взяв себе в компанию специалиста по подводным съемкам, наш авантюрист предложил ему поработать над новой разработкой – цифровой маневренной камерой, способной снимать в 3D. Это был лишь один из ключевых моментов воплощения мечты Джеймса Кэмерона – создания масштабного эпоса о несуществующей планете, вольнолюбивом народе и их борьбе за выживание. Уже тогда у этого казавшегося нереальным проекта появилось странное название – «Аватар». Не смотря на то, что Джейк Салли прикован к инвалидному креслу, в душе он по-прежнему солдат. Узнав о смерти своего брата он не сомневаясь ни секунды соглашается заменить того на финальной стадии странного эксперимента на далекой планете Пандора. Здесь планируется развернуть обширную добычу чрезвычайно ценного минерала. Но планам корпораций мешает одна маленькая деталь. На планете проживает народ На'Ви, который всеми силами защищает ее от «людей с неба». Выхода из ситуации существует два: первый - банально разгромить туземцев и взять их территории силой, второй – внедриться к ним и попытаться уговорить отдать залежи минералов и отступить добровольно. Именно для этой миссии и прибывает на Пандору Джейк. Ему предстоит прожить несколько месяцев в теле аватара, которого визуально сложно отличить от местного населения, понять их стиль жизни, обычаи, ценности и, в конце концов, предложить На'Ви отступить с насиженных территорий, открыв людям возможность добывать полезные ископаемые цветущей планеты.
Завидую я Джеймсу Кэмерону. Черной завистью, честно говоря. Воплотить свою мечту, которую вынашиваешь полжизни, и при этом сделать это так, что миллионы зрителей по всему миру также получат удовольствие – это дорогого стоит. «Аватар» для меня стал одним из немногих фильмов, которые полностью оправдали все ожидания и надежды, которые я на него возлагал. Перевернет ли он киноидустрию с ног на голову, как предполагали многие фанаты? Не уверен. Но наработки, которые придумал и воплотил в жизнь Кэмерон будут жить и процветать еще много лет - это сто процентов. 3D с выходом этого фильма однозначно перешло на новый качественный уровень. В «Аватаре» оно не используется для дешевых трюков с летящими в зал предметами или плавающими перед носом зрителя рыбами. Тут технология используется по своему прямому назначению – максимально погрузить зрителя в показанный на экране мир, заставить его чувствовать то же, что чувствуют герои картины. Никакие эксперименты Роберта Земекиса («Полярный экспресс», «Беовульф», «Рождественская история») и рядом не стояли с невероятно реалистичными жителями, животными, растениями и пейзажами Пандоры. Визуально этот фильм просто совершенен.
На фоне показанных красот как-то меркнут остальные составляющие картины. Не особо придаешь значения, как играют актеры (хотя делают они это отменно), не обращаешь внимания на музыку, не вникаешь в подробности истории. Наверное, единственная претензия, которую можно предъявить к творению Кэмерона – это как раз и есть простота сюжета. Да, действительно, фильм по сути своей достаточно прост и поставлен по известным шаблонам. Есть герой, который попадает в неизвестную среду для выполнения какой-то миссии, но при этом так проникается проблемами бедного народа, что переходит на их сторону и спасает их от ужасной угрозы. Банально, не спорю. Но возникает вопрос – а какую еще историю можно было поставить с таким размахом? Не психологический же триллер снимать о трехметровых синих существах, летающих на маленьких драконах.
На выходе из зала какой-то парень спрашивал своего друга: «Ну, скажи. Скажи, что в «Аватаре» не так?», а в ответ тишина. И действительно, очень сложно найти в этом фильме какой-то провальный момент. Но другого от Кэмерона я и не ожидал. За него говорят уже классические «Терминатор», «Чужие» и «Титаник». Кстати, многое из этих фильмов при ближайшем рассмотрении можно найти и в «Аватаре». Например, Сигурни Уивер уже управляла роботом, сражаясь с инопланетной тварью, которая появилась на экране еще в далеком 1986 году.
Резюме. Не смотря на простенькую историю, этот чрезвычайно зрелищный фильм смотрится на одном дыхании. Почти три часа пролетают незаметно. «Аватар» поднял планку очень высоко, и я уверен, что еще не скоро мы увидим ленту, которая в чем-то превзойдет творение Джеймса Кэмерона. Настоятельно рекомендую, по возможности, посмотреть фильм в кинотеатре IMAX, чтобы максимально ощутить всю мощь видеоряда. Подозреваю, что те немногие зрители, которым фильм не понравился – смотрели его в неподобающем качестве. Жду продолжения, Джим. А пока - браво!